консультация онлайн
Рубрику ведет
Золотарева Сабина Владимировна,
Ген.директор ООО «Бухгалтерский центр»

Камеральные проверки. НДС и проблемы возмещения

В рамках изменений, внесенных в ст. 87 НК РФ, встречная проверка перестала быть одним из главных инструментов контроля, ее функции теперь носят лишь вспомогательный характер. Кроме того, инспекторы почти уже отошли от практики тотального контроля при помощи камеральных проверок. "Камералки" остались как обязательные только для ограниченного числа случаев, например возмещения НДС или применения льгот, т.е. при "кардинальных изменениях" налогоплательщика в расчете с бюджетом. Да и выездные проверки все больше стали носить не плановый (поточный) характер, а целенаправленный. В большинстве случаев если в компанию пришли налоговики, то они уже знают ее "проблемные места".

Согласно Концепции системы выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее - Концепция) целью контрольной политики является фокусирование внимания проверяющих органов на так называемых зонах риска в надежде ухода налогоплательщика из этих зон. Другими словами, она призвана создать для компаний условия наиболее точного приближения к понятию "добросовестный налогоплательщик", который определяется отсутствием одиннадцати критериев риска, указанных в п. 4 Концепции.

Практика применения этого документа в первой половине 2008 г. помогла налоговикам выработать еще один признак под номером 12 "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Введен он в Концепцию Приказом Федеральной налоговой службы от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Одним из "главных", если так можно квалифицировать по весомости признак при попадании в "зону риска", является уровень "вычета НДС" - сколько НДС фирма поставила в уменьшение начисленного НДС за налоговый период (N 3 в Концепции). По отраслям эта норма различна, обычно средний показатель в районе 80 - 89% от начисленной суммы за 12 месяцев.

На втором месте по привлекательности для контрольных органов - наличие у предприятия убытка, причем по результатам не одного налогового периода, а систематического, в течение 2 - 3 лет (N 2 в Концепции). В этом нет ничего удивительного. Убыточные предприятия вызывают интерес инспекторов еще с 1990-х годов прошлого века. Ведь предпринимательская деятельность направлена на получение дохода (прибыли), и его отсутствие обоснованно привлекает внимание контрольных органов.

Следующим по количеству вопросов к организациям обычно выступает критерий сопоставления размера среднемесячной заработной платы на одного работника и среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Он должен быть не ниже общепринятого.